По древнему народному преданию и по древней традиции, всем девицам полагалось перед свадьбой плакать, что и делалось именно на девичнике. Таким образом, происходило прощание невесты со своей молодостью и свободой. «Не плачешь за столом — будешь плакать за столбом», — говорили умудренные жизненным опытом старушки. В прежние времена девушка-невеста садилась среди подруг и начинала причитать по специально заученному тексту и плану. Существовали народные, веками сложенные причитания, которые исполняла молодая девица накануне своей свадьбы. Происходило это примерно так. С того дня, как невеста просватана, в дом к ней приглашали вытницу (плакальщицу) и подруг. Обычно на роль вытницы выбирали либо из старых дев, либо среди замужних женщин, знающих толк в страдальческих песнях.
Разумеется, эта дама должна была обладать приятным голосом и манерами, поскольку особый дар вытницы заключался в том, чтобы своим пением заставить невесту расплакаться и «завыть». Эта почтенная и уважаемая дама ко всему прочему должна была уметь управлять хором девушек-подружек, с их помощью она добивалась желаемого результата и заставляла невесту рыдать навзрыд. Поскольку хорошие вытницы были редкостью, то они пользовались особенным уважением и почетом. Женская половина родственников во время девичника, который мог продолжаться несколько дней, и сами приходили в гости к невесте, и приглашали ее к себе вместе с вытницей, чтобы всем вместе поплакать над горькою судьбой молодой девы, навеки расстающейся со своей молодостью и невинностью. Невеста вместе с вытницей принимает гостей и дарит их вином, двумя поясками и душераздирающим пением. Когда же невеста вместе с подругами и вытницей сама отправляется в гости, то первым делом на выходе из своего дома она запевает заунывную песню и просит в ней позволения у родителей уйти из дому в гости к тетке (например, чтобы там попеть свои грустные песни и попрощаться с родственницей). Естественно родители, устав от длительных пронзительных заунывных песен, с радостью отпускают горемычную дочь вместе с вытницей и подругами на все четыре стороны.
Между тем молодая страдалица-невеста отправлялась в путь. Летом вытница, невеста и подруги обычно ходили пешком через поля и луга и там, на воле, голосили столько, сколько душе было угодно. А вот зимой приходилось ездить на санях, а от постоянной тряски да еще при сильном морозе дружного пения никак не получалось. Во время таких вот разъездов подруги невесты обязательно брали с собой в путь ватное или войлочное сиденье для самой невесты, чтобы как-то ее выделить среди прочих девиц. И если вдруг на пути у вытницы и невесты встречался пеший человек, то подруги невесты немедленно клали наземь войлочную подушку, усаживали на нее невесту и затягивали одну из своих самых печальных песен, рассказывая одинокому путнику о превратностях судьбы молодой девы. По приходе к родственнице, например к тетке, девицы с невестой под управлением вытницы затягивали одну из своих песен. Растроганная тетка тут же выносила невесте и ее подругам, и, конечно же, вытнице, теплой браги, стлала у порога войлок.
Невеста падала на войлок, и все хором затягивали краткую песню о кручине невесты, что вот она приехала к своей тетушке в последний раз. После этого все целовались, подушку невесты и войлок вносили в дом, гостеприимная тетка вновь потчевала всех брагой, вином, пивом, пельменями и другими кушаньями. Если невеста подмерзла, то ей подносили разогретое пиво с перцем. После трапезы и питья гости затягивали величальную песню и хвалили в ней тетку. За это хозяйка дома и прочие члены ее семьи дарили подругам невесты по копейке, а то и по двадцать. В свою очередь невеста в ответ дарила тетке холст на рукава, тельник и два пояска, а хозяину дома — порты или опояску с тельником и двумя поясками. После этого все опять начинали петь. На этот раз к всеобщему пению подключались и тетка, и ее домочадцы.
Самый последний день перед венчанием считался основным днем девичника, и в этот день невесте расплетали подруги косу под грустное пение, отводили ее в баню, где также под грустное пение мыли ее. Во время похода в баню мать невесты и провожала девиц, и встречала брагою, те же в ответ пели одну из своих самых грустных песен, как бы навсегда отказываясь от радостей жизни и говоря, что в последний раз молодая невеста так напивается и веселится с подругами. Потом, после бани, одетую во все новое деву подруги приводили к ее родителям, и все вместе с вытницей выспрашивали у них родительское благословение, а также пением и мольбами выспрашивали благословения у всех братьев и сестер невесты. Все подруги вместе с невестой и вытницей вставали посреди избы и на этот раз пели величальную песню. Отец благословлял дочь, а она при этом дарила ему что-нибудь из белья с особым приговором.
Потом она дарила всем остальным своим близким родственникам что-нибудь все с тем же приговором. А под конец одаривала вытницу полотном или рукавичками. При этом невеста всем кланялась в ноги, начиная со старших и заканчивая самыми меньшими в семье родственниками. Кульминацией девичника был обряд заплетания кос. Невесту сажали на лавку, естественно, на ее войлочную подушечку, и в последний раз подруги заплетали ей косы, вплетая в них ленточки. Весь обряд проходил с особенными припеваниями. copyright - http://sc-pr.ru После девичника большинство подруг уходили домой, а оставшиеся укладывались с невестой спать в одной кровати, а кто-то — и на полу, прямо у ног невесты. Перед сном они еще раз затягивали печальную песню и засыпали. Жалостливые песни и рыдания играли важную роль в традиционном девичнике. И даже на следующий день, уже непосредственно в день свадьбы, с самого утра подруги невесты вновь заводили грустные песни.
В одной из таких песен говорится о том, что якобы постель невесты уплывает в далекую даль, но поймал эту постель некий удалый молодец, и быть теперь невесте мужней женой и спать в этой постели. Невеста вновь прощается со своими родителями под пение подружек и горько плачет. И только после этого все начинают ожидать жениха. Таким образом, почтенную часть предсвадебного периода — девичника — можно считать совершенно законченной. По языческим представлениям, девичник был необходим и для того, чтобы избавить невесту от дурного глаза и зависти подружек, родственников и прочих людей. Одаривая их всех брагой, угощением и подарками, невеста как бы задабривала недобрых родственников и завистливых подружек. Тем самым она спасала свою будущую замужнюю жизнь от сглаза и порчи. Особенно зловредную особу потчевали всеми возможными способами — вином, пивом, водкой, брагой, горилкой — до беспамятства. Так, чтобы она навек забыла о своих дурных помыслах, и в ее памяти осталось лишь приятное воспоминание от общения с невестой.